Нина Адамова: «СЦ переходят от информационного синтеза к анализу»
АО «Концерн «Автоматика» – это крупнейшее предприятие России по проблемам информационной безопасности, разработке и производству технических средств и систем засекреченной связи, защищенных информационно-телекоммуникационных систем, а также систем автоматизированного управления специального назначения. Одним из направлений деятельности концерна является cоздание и эксплуатация ситуационных центров различных уровней управления. О ключевых подходах АО «Концерн «Автоматика» в сегменте создания и развития ситуационных центров нам рассказала Нина Михайловна Адамова, руководитель проектов специального назначения АО «Концерн «Автоматика», Госкорпорация «Ростех».
- Какие тенденции в сегменте создания и развития ситуационных центров в нашей стране вы могли бы выделить?
Ситуационный центр (СЦ) как интеграционная платформа цифрового государственного управления должен объединить в единое информационное пространство информационные системы, ресурсы и информационно-аналитические модели по всем сферам и уровням управления с целью решения задач стратегического планирования, информационно-аналитической поддержки государственного управления. Главной тенденцией развития ситуационных центров нужно рассматривать переход от задач информационного синтеза к решению задач информационного анализа.
Разрабатываемые в субъектах РФ программы цифрового развития экономики, концепции цифровой среды «умного региона», внедрение системы проектного управления должны быть увязаны в рамках единой архитектуры информационной системы на уровне ситуационного центра, позволяющего объединить информационные связи показателей, информационных ресурсов, моделей и систем.
На наш взгляд, в тех субъектах, где уже приступили к созданию СЦ, программы цифровизации государственного управления могут развиваться более эффективно, обеспечивать переход от задач мониторинга к комплексному анализу, планированию и прогнозированию.
- В России создается аппаратно-программный комплекс «Безопасный город» (АПК БГ). Потенциальные возможности и ресурсы АПК БГ не дублируют задачи, решаемые в ситуационных центрах на региональном уровне?
Создание полнофункциональной электронной системы государственного управления на уровне губернатора и правительства субъекта РФ, включая руководителей ИОГВ, ОМСУ, невозможно без автоматизации процессов управления в сфере комплексной безопасности.
Реализация сегментов АПК «Безопасный город» направлена, прежде всего, на обеспечение взаимодействия экстренных оперативных служб и органов управления в целях решения оперативных задач при возникновении кризисных ситуаций и чрезвычайных происшествий на территории региона.
В процессе реализации решения внедряются оконечные устройства контроля и мониторинга, осуществляется интеграция множества информационных систем и программно-аппаратных комплексов в единую логическую среду автоматизации бизнес-процессов.
Именно на этой основе строится единая система управления рисками, противодействия угроз и стратегического планирования, без которой невозможна работа ситуационного центра, использующего результаты деятельности АПК «Безопасный город».
Таким образом, системы АПК «Безопасный город» и СЦ являются комплиментарными друг другу.
- Концерн «Автоматика» проектирует ситуационный центр Республики Татарстан, который, как сообщалось, станет основой «цифрового правительства» региона. Что представляет собой этот проект?
Во-первых, это распределенный ситуационный центр, который должен объединить в единое информационное пространство все существующие и создаваемы СЦ в регионе.
Данный проект нельзя назвать типовым. Учитывая высокий уровень информатизации Республики во всех сферах управления, мы сконцентрировались на задачах информационного анализа – от выявления тенденций, взаимосвязей к извлечению знаний, построению моделей, прогнозированию событий и в итоге к формированию управленческих решений.
Цифровое правительство – это управление регионом, основанное на новых цифровых технологиях, объединяющее ведомственные и муниципальные цифровые платформы, которые интегрируют различные информационные ресурсы, модели и системы.
Разрабатываемая в России система ситуационных центров для органов государственной власти, с одной стороны, подразумевает унификацию решения задач ситуационного управления в рамках единой концепции и программно-методической реализации, с другой – должна оставлять возможность адаптации информационного и алгоритмического обеспечения для решения специфических региональных задач, т. е. кастомизации централизованно разработанного решения.
Очевидно, полная централизация, возложение разработки и сопровождения специализированных модулей на центральную организацию нецелесообразно. Однако неконтролируемое дополнение системы локальными разработками ухудшает ее сопровождаемость и может породить многократные затраты на разработку практически идентичных модулей для различных регионов.
В рамках создания архитектуры ситуационного центра для Республики Татарстан был выработан иной путь решения проблемы, основанный на программно-архитектурных решениях больших данных и интернет-платформ.
Для децентрализованного расширения функционала СЦ предлагается дополнить набор программного обеспечения универсальной аналитической платформой, которая позволяет региональным специалистам разрабатывать новые функциональные модули в виде скриптов на интерпретируемых языках (Python, JavaScript и т. п.), способных произвольно комбинироваться в сценарии (графы обработки данных) выполнения аналитических задач. Такой подход широко применяется в системах BigData, DataMining.
Еще одна особенность рассматриваемого подхода – организация доступа к разработанным скриптам и графам. Они организованы в центральный банк алгоритмов, доступ к которому предлагается осуществлять через интернет-платформу, обеспечивающую для всех пользователей, в рамках их полномочий, поиск и непосредственное выполнение требуемого алгоритма. Таким образом, разработанный в одном регионе алгоритм становится доступным для пользователей в другом регионе.
Предлагаемая модель может быть использована и для быстрого прототипирования и апробации на реальных данных новых задач СЦ в масштабах всей Российской Федерации. Это позволит существенно сократить время на модификацию ПО СЦ и обеспечить постоянную адекватность ПО системы ситуационных центров РФ в целом изменяющейся внешней и внутренней обстановке.
- Расскажите, пожалуйста, о перспективных планах концерна «Автоматика» по реализации проектов в сегменте ситуационных центров.
Выработка оптимального типового масштабируемого комплексного проектного решения, позволяющего тиражировать его при создании СЦ на любом уровне – от федерального до уровня предприятий.