«Мы предлагаем единую методологию проектирования управленческих систем, основанную на создании модели многоаспектного анализа данных»

Ситуационные центры все чаще используются для поддержки принятия решений на всех уровнях государственной власти. О тенденциях развития инструментов принятия управленческих решений на уровне регионов мы решили задать несколько вопросов Адамовой Нине Михайловне, директору по развитию инфраструктурных и интеграционных систем АО «Концерн «Созвездие».

 

  Какие задачи может решать концерн «Созвездие» в проектах по построению ситуационных центров? Приведите примеры реализованных проектов.

– Ситуационный центр – это организационно-технологическая система поддержки управленческих решений на основе комплексного мониторинга и анализа оперативной информации во всех сферах деятельности органов государственной власти, моделирования, прогнозирования и планирования развития региона в мирное время и в особый период. При этом надо понимать, что решение задачи создания АСУ такого уровня требует от исполнителя полного понимания взаимосвязи и взаимообусловленности задач госуправления во всех сферах деятельности.

От того как будут развиваться средства информационно-аналитической системы и программно-технический комплекс СЦ напрямую зависит возможность использования его при решении проблемных вопросов и в особый период. Создание системы управления и координации мероприятий оборонного и мобилизационного характера, чрезвычайного положения, антитеррористической деятельности, территориальной и гражданской обороны, как в элемента  системы ситуационных центров  Российской Федерации является одним из ключевых направлений Концерна.

28–29 августа 2019 г. на IX конференции «Ситуационные центры: фокус кросс-отраслевых интересов» мы представили типовое решение для автоматизация деятельности должностных лиц органов власти при подготовке экономики в особый период мобилизации и территориальной обороны субъекта РФ – программно-технический комплекс «Регион-2021 МПЭ». В основе ПТК «Регион-2021 МПЭ» такие унифицированные решения, как программная и интеграционная платформы с готовыми модулями аналитической поддержки работы должностных лиц мобилизационного управления правительства субъекта Российской Федерации, мониторинга мобилизационных заданий предприятий (организаций) субъекта Российской Федерации, автоматизированное формирование поставок сырья и продукции для нормированного снабжения населения на период военного времени, расчета подвоза материальных средств и др.

В августе 2019 г. в период подготовки и в ходе проведения комплексного мобилизационного учения под руководством губернатора Воронежской области и командующего войсками Западного военного округа в правительстве области была апробирована работа комплекса «Регион-2021 МПЭ», который подтвердил свою актуальность и значимость в информационной поддержке процессов управления мобилизационной подготовкой. Мы готовы эффективно решать эту задачу с учетом имеющейся в концерне специализированной научно-технической школы, сформировавшейся за 60 лет, и имеющегося опыта работы на реальных объектах экономики Российской Федерации.

  Какие новые тенденции на российском рынке компонентов для построения ситуационных центров появились за прошедший год? Что нового появилось в части нормативного регулирования рынка ситуационных центров?

– На сегодняшний день сложилась устойчивая система государственного управления по ведомственному принципу– есть действующие регламенты, регламенты совершенствования, роста и изменения. И создаваемые ситуационные центры в субъектах становятся все больше похожи на ту или иную ведомственную информационно-аналитическую систему. Подъем информации наверх «один к одному», где тысячи показателей и более ста аналитических моделей, не только не решает задачи комплексного мониторинга и анализа, но и еще больше отдаляет аппарат руководства региона от использования всех преимуществ новых технологий в управлении.

Мы же предлагаем единую методологию проектирования управленческих систем, базирующуюся на создании модели многоаспектного анализа данных, в соответствии с которой осуществляется отображение интересующей информации на настраиваемых визуально-интерактивных панелях, обеспечивающих обзор обстановки в целом «одним взглядом» с иллюстрацией узких мест по соответствующему направлению деятельности, требующих управленческого вмешательства!

Привязка визуально-интерактивных панелей к направлениям деятельности осуществляется с помощью настроек и фильтров, что позволяет заказчику настраивать интерфейс под себя и визуализировать ситуацию в различных разрезах.

Интерактивность каждого экрана обеспечивает выход на соответствующие детализированные панели с унифицированной логикой и технологией отображения данных. Поскольку в интегрированном инфохранилище консолидированы данные из различных источников, в такой системе могут анализироваться любые проблемы, представляющие интерес для руководства и способствующие поддержке, защите и продвижению интересов субъекта РФ.

Консолидация данных для различных представлений осуществляется посредством загрузки необходимой информации, выгружаемой из существующих и вновь создаваемых в регионе информационные системы и ресурсы в соответствии с «Регламентом функционирования СЦ». Основу информационно-аналитической базы ситуационного центра на сегодняшний день составляет комплекс информационного обеспечения, состоящий из более 100 выверенных аналитических моделей, охватывающих все сферы госуправления.

Насколько соответствуют современным тенденциям построения ситуационных центров принятые регламенты СРСЦ?

– В соответствии с методическими рекомендациями ситуационные центры,   могут быть информационно-аналитическими системами, предназначенными для решения задач стратегического планирования и контроля, мониторинга и прогнозирования развития ситуации в общественно-политической, социально-экономической и информационной сферах, в области комплексной безопасности, или создаваться как системы специального назначения, предназначенные для обеспечения деятельности участников системы в особый период, в том числе при возникновении чрезвычайных (кризисных) ситуаций. В соответствии с этими же методическими рекомендациями в ситуационных центрах должен формироваться комплекс функциональных задач информационно-аналитической поддержки, включая функции анализа хода выполнения аварийно-спасательных и восстановительных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера. А функциональные задачи на особый период, предложенные в ранее выполненных проектах по созданию СЦ для ряда субъектов, полностью соответствуют новым требованиям типового проекта по созданию Регионального центра управления.

Мы не видим какого-либо несоответствия создаваемых и модернизируемых ситуационных центров современным тенденциям. Наоборот, нужно отметить существенный рост уровня готовности заказчика к созданию новых инфраструктурных и полнофункциональных региональных центров управления на базе системы распределенных ситуационных центров, создавая единое решение для построения информационных систем в рамках государственных программ по цифровизации и безопасности, с оценкой необходимости вносить изменения в существующие государственные информационных системы.